Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1
|
|
Отправлено: 08.01.10 12:04. Заголовок: поклоны на Литургии
Когда и в каких местах нужно осеняться крестным знамением и класть поклоны на Божественной Литургии? И какие поклоны нужно класть (поясные, земные)? Всех с Рожеством Христовым!!!
| |
|
Ответов - 22
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 9
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
|
|
Отправлено: 08.01.10 19:17. Заголовок: Горин, ответ на Ваш ..
Горин, ответ на Ваш вопрос объёмный. Наше издательство выпустило хорошую книжицу о благочестивом поведении в храме Божием - там обстоятельно всё расписано. Кстати, то ли часть, то ли вся книжица процитирована в свежем календаре.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 22
|
|
Отправлено: 08.01.10 20:25. Заголовок: Вот и процитировал х..
Вот и процитировал хотя бы часть.
| |
|
|
| Священноиерей
|
Сообщение: 22
Откуда: Украина, Днепропетровск
|
|
Отправлено: 08.01.10 22:26. Заголовок: Поклоны на Святой Ли..
Поклоны на Святой Литургии Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже. На выход с Евангелием - поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас...» - также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». Если священник служит с диаконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: «...и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое...», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя...» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще...» - полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой. На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон в пояс с молитвой Исусовой. Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» - на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой - поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй». На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда «Буди имя Господне...» поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии). Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» «По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин», - напоминает книга «Сын церковный». Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: «Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи». Молящиеся, подходя ко Кресту, «проверив свою совесть», осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли» («Сын церковный», глава 59). (Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: «Верую, Господи, и покланяюся...»; в этом случае действия христианина полнее соответствуют содержанию молитвы.) И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов. Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему». В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во всяком храме. Если есть замечания, то я буду только рад. простите, Христа ради.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 3
|
|
Отправлено: 09.01.10 16:58. Заголовок: А есть что нибудь в ..
А есть что нибудь в сети по этому вопросу ??
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 60
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 09.01.10 18:18. Заголовок: Горин пишет: Когда ..
Горин пишет: цитата: | Когда и в каких местах нужно осеняться крестным знамением и класть поклоны на Божественной Литургии? |
| А чей обычай интересен?
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 4
|
|
Отправлено: 09.01.10 19:34. Заголовок: Беглопоповский...
Беглопоповский.
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 85
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 11.01.10 13:58. Заголовок: Поклоны на Литургии ..
Поклоны на Литургии На выход с Евангелием - поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас...» - также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое...», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя...» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще...» - полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой. На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон в пояс с молитвой Исусовой. Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» - на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой - поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй». На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - три поклона в пояс. Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» По отпусте, молящиеся, подходя ко Кресту, осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли». И целуют сперва Крест в правую стопу Спасителя, а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов. Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему». При открывании Царских Врат во время службы молящиеся совершают поясной поклон. Вовремя каждения, молящийся совершает поясной поклон без крестного знамения, при этом несколько разводя в сторону руки, как бы принимая в себя Духа Святого. При этом на слова священника: «Дух Святый найдет на тя, сила Вышняго осенит тя», - молящийся отвечает: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». В общем, наш обычай почти тождественен белокриницкому.
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 87
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 11.01.10 14:08. Заголовок: О! Не заметил, что п..
О! Не заметил, что приват вверху уже доступен всем! Извиняюсь за повтор, впрочем, у меня есть там и добавочка ;).
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 50
|
|
Отправлено: 11.01.10 14:38. Заголовок: Одно другому не меша..
Одно другому не мешает.
| |
|
|
| |
Сообщение: 19
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
|
|
Отправлено: 11.01.10 22:58. Заголовок: о. Андрей пишет: Пр..
о. Андрей пишет: цитата: | При открывании Царских Врат во время службы молящиеся совершают поясной поклон. |
|
... и крестное знамение потом, тут же?
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 99
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 11.01.10 23:22. Заголовок: Да - и крестное знам..
Да - и крестное знамение. У нас так, не стал писать, ибо не знаю везде ли так.
| |
|
|
|
| |
Сообщение: 24
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
|
|
Отправлено: 12.01.10 17:01. Заголовок: о. Андрей пишет: ве..
о. Андрей пишет: Везде, кажется. КСТАТИ: на Отче наш в самом начале у вас крестятся? Патриарх Александр всех, в Москве и Курске, по крайне мере, учит так делать.
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 120
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 12.01.10 17:17. Заголовок: У нас в начале Отче ..
У нас в начале Отче наш крестятся без поклона, а в конце - с поясным поклоном.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 5
|
|
Отправлено: 12.01.10 17:35. Заголовок: Благодарю всех за от..
Благодарю всех за ответы на мой вопрос. Спаси Вас Христос!!!
| |
|
|
| |
Сообщение: 25
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
|
|
Отправлено: 13.01.10 00:20. Заголовок: о. Андрей пишет: а ..
о. Андрей пишет: цитата: | а в конце - с поясным поклоном. |
|
Так везде делают, ибо в Обеднице прямо предписано. А вот в начале креститься без поклона - некоторые общины с трудом учатся.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 84
|
|
Отправлено: 13.01.10 00:40. Заголовок: Что там общины! Неко..
Что там общины! Некоторым личностям со слабой памятью во веки не научиться. Вот беда-то! Да еще по теории, без практики.
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 126
Откуда: Россия, Сибирь
|
|
Отправлено: 13.01.10 01:38. Заголовок: Jora пишет: А вот в..
Jora пишет: цитата: | А вот в начале креститься без поклона - некоторые общины с трудом учатся. |
| Честно говоря, я, например, и не вижу оснований всех приводить к абсолютному единообразию богослужения в таких вот мелочах. Это ведь уставом не оговорено, идет от обычая.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 25
|
|
Отправлено: 09.02.10 01:51. Заголовок: Простите Христа ради..
Простите Христа ради и благословите! Повторю вопрос, который, например, в РПЦ МП освещён подробно: когда осенять себя крестным знамением на молитвах? Можно ли по велению сердечному (если так можно сказать), или как было указано выше? И ещё: молитва "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" вместо "приходных молитв" придумана позже или таковая была и есть в древлеправославном богослужении? Спаси Христос!
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 588
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 09.02.10 03:02. Заголовок: Георгий, Львов пишет..
Георгий, Львов пишет: цитата: | Повторю вопрос, который, например, в РПЦ МП освещён подробно: когда осенять себя крестным знамением на молитвах? Можно ли по велению сердечному (если так можно сказать), или как было указано выше? |
|
Во время храмового богослужения всяческие "веления сердца" абсолютно исключаются, но действует единый для всех устав о времени поклонов и крестного знамения. Георгий, Львов пишет: цитата: | И ещё: молитва "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" вместо "приходных молитв" придумана позже или таковая была и есть в древлеправославном богослужении? |
| Как замена приходных поклонов эта молитва введена позже, причем, как понимаю, значительно позже. В древлеправославном же богослужении она тоже есть, но в ином месте, например, так начинается разрешальная молитва на погребении.
| |
|
|
Отправлено: 18.02.11 23:08. Заголовок: На первом прошении м..
На первом прошении мирной ектении, на Единородный Сыне и Херувимской в начале пения еще положено крестное знамение без поклона.
| |
|
|
| |
Сообщение: 443
Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск
|
|
Отправлено: 18.02.11 23:37. Заголовок: Шура_Сан пишет: На ..
Шура_Сан пишет: цитата: | На первом прошении мирной ектении, на Единородный Сыне и Херувимской в начале пения еще положено крестное знамение без поклона. |
|
Да. В некоторых общинах ещё и в начале пения Отче наш. Патриарх Александр тоже учит клирошан в Москве и Курске так делать, сам был свидетелем.
| |
|
|
|
Отправлено: 17.07.11 16:38. Заголовок: Горин пишет: На тре..
Горин пишет: цитата: | На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». |
|
Горин пишет: цитата: | На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». |
|
Горин пишет: цитата: | Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). |
|
Поклон в землю и земной поклон это одно и тоже? Делаются ли эти поклоны в субботу, воскресение и праздники?
| |
|
|
|