Данный форум является неофициальной интернет-площадкой для общения чад Русской Древлеправославной Церкви и всех, кто интересуется Древлеправославием. Будьте взаимно вежливы, уважайте собеседника, терпимей относитесь к мнению и высказываниям своих оппонентов. Язык подворотни, язык блатного жаргона, модных словечек современной молодежи совершенно неприемлем на этом форуме.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 543
Откуда: Таджикистан, Душанбе
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 09:47. Заголовок: ПОКЛОНЕНИЕ И ПРИКЛАДЫВАНИЕ (ЛОБЫЗАНИЕ) ИКОН


Расскажите пожалуйста, как правильно прикладываться к иконам.

http://ortodox.h18.ru Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.10 18:06. Заголовок: Присоединяюсь к ваше..


Присоединяюсь к вашему вопросу и очень надеюсь на ответ со стороны знающих людей

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 1422
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.10 04:52. Заголовок: Два земных или поясн..


Два земных или поясных поклона (по ситуации) перед иконой с крестным знамением и молитвой-запевом от канона тому, кто изображен на иконе, например: "Слава, Господи, Вознесению Твоему!" или "Преподобный отче Сергие, моли Бога о мне грешнем!". Далее целуется икона. Господь в правую стопу, если оплечное изображение, то в правую руку или плечо. Богородица и святые в правую руку. Затем еще один поклон. Если целование происходит при храмовом богослужении, то христиане подходят парами и после третьего поклона земно кланяются священнику (без крестного знамения), стоящему около иконы, затем - земно друг другу, а после - в пояс молящимся.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 544
Откуда: Таджикистан, Душанбе
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.10 08:11. Заголовок: о. Андрей спаси Вас ..


о. Андрей спаси Вас Христос!
вот видел такой обычай (в храмах РПЦ МП) после целования иконы прикладываются к иконе лбом, потом опять целуют и отходят - такой вариант имеет место быть или это, скажем так, никонианский вариант???

http://ortodox.h18.ru Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Священноиерей




Сообщение: 233
Откуда: Украина, г.Днепропетровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.10 09:22. Заголовок: Виктор К пишет: так..


Виктор К пишет:

 цитата:
такой вариант имеет место быть или это, скажем так, никонианский вариант???


Это никонианская традиция.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 546
Откуда: Таджикистан, Душанбе
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.10 10:27. Заголовок: о.Евгений Спаси Вас ..


о.Евгений Спаси Вас Христос!

http://ortodox.h18.ru Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.10 08:34. Заголовок: о.Евгений пишет: Эт..


о.Евгений пишет:

 цитата:
Это никонианская традиция.


Скорее нет. Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в. Это скорее от униатов пошло. Но нельзя сказать, что такого не было издревле. Униаты сохранили очень многие древние обычаи.
Например, в каноне Казанской Б.М. в песни 4-й встречаются слова: "Почтем людие Чистую в чистоте, икону Девыя Богородицы, и Тоя Божественнаго Младенца Христа Бога Нашего. И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее".
Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай?

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.10 08:34. Заголовок: о.Евгений пишет: Эт..


о.Евгений пишет:

 цитата:
Это никонианская традиция.


Скорее нет. Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в. Это скорее от униатов пошло. Но нельзя сказать, что такого не было издревле. Униаты сохранили очень многие древние обычаи.
Например, в каноне Казанской Б.М. в песни 4-й встречаются слова: "Почтем людие Чистую в чистоте, икону Девыя Богородицы, и Тоя Божественнаго Младенца Христа Бога Нашего. И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее".
Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай?

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.10 20:55. Заголовок: Антонов А.Н. пишет: ..


Антонов А.Н. пишет:

 цитата:
Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в.


Да, Вы правы. Совсем недавно этого, у них не было.
Антонов А.Н. пишет:

 цитата:
И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее".
Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай?


Прикасаемся темены – скорее всего, должно обозначать земной поклон. Потому как, дальше в каноне читаем: «Мы же вернии поклоняемся и лобызаем честную икону, душами купно и телесы освящаемся». Значит, прикасаемся темены, обозначает поклон. Если рассматривать слово буквально, то темя (согласно «Словарю церковно-славянского и русского языка», Т.4, стр. 276 составленным вторым отделением Императорской АН., 1847 г.) – место в головном черепе между лобною и макушными костями. Следовательно, выражение образное и следует воспринимать его образно. При желании автора канона описать обычай прикладывания лбом к иконе он, скорее всего, использовал бы слово чело (значение см. там же Т.4, стр. 428).

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 1480
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 19:00. Заголовок: Алекс пишет: Прикас..


Алекс пишет:

 цитата:
Прикасаемся темены – скорее всего, должно обозначать земной поклон. Потому как, дальше в каноне читаем: «Мы же вернии поклоняемся и лобызаем честную икону, душами купно и телесы освящаемся». Значит, прикасаемся темены, обозначает поклон.


Это в разных тропарях написано, поэтому не видится оснований ставить знак равенства между касанием теменем и поклоном. Обычай прикладывать святыню к голове старый. Оружие, например, прикладывали. Ничего непристойного в этом обычае нет, напротив, таким образом, человек выражает свое благоговейное отношение к святыне. Например, при хиротонии поставляемый становится на колени перед престолом и лбом касается края престола. Может быть и отсюда позаимствовано. Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест.


Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 12:04. Заголовок: о. Андрей пишет: Эт..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Это в разных тропарях написано, поэтому не видится оснований ставить знак равенства между касанием теменем и поклоном


С праздником, уважаемый о. Андрей!
Но смысл в них очень похожий. Одно выражение, как бы дополняется другим, как бы конкретизирует его. И по смыслу ближе, чем прикладывать святыню к макушке (темя). Мы говорим приложиться к иконе. Прикладываться – прикасаться устами, лобызать святыню. (словарь).
о. Андрей пишет:

 цитата:
при хиротонии поставляемый становится на колени перед престолом и лбом касается края престола


Лбом, но не теменем!
о. Андрей пишет:

 цитата:
Ничего непристойного в этом обычае нет


Непристойного, разумеется, нет, но и обычая такого у новообрядцев, да и в староверии, вроде бы не было. Лбом в икону все же новшество.
Антонов А.Н. пишет:

 цитата:
Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай


Икона Казанская была обретена в конце 16 в., канон написан был примерно в то же время, поэтому сомнительно, что описан обычай, характерный для того времени, а затем быстро забытый. Тем более, если вспомнить какие споры вызвали нововведения Никона. А по времени это очень близкие события. Думается, что в народном сознании это бы непременно отразилось, вероятно, возникла бы полемика. Но ничего подобного по этому вопросу кажется, нет.
о. Андрей пишет:

 цитата:
Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест.


Где это можно прочитать? Очень интересно.



Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 51
Откуда: Украина, Львов
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 12:28. Заголовок: о. Андрей пишет: Да..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест.


А на коленях или стоя?

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 1485
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 21:25. Заголовок: Алекс пишет: С праз..


Алекс пишет:

 цитата:
С праздником, уважаемый о. Андрей!


Спаси Христос! И Вас, уважаемый Алекс, и всех с праздником!

Алекс пишет:

 цитата:
Непристойного, разумеется, нет, но и обычая такого у новообрядцев, да и в староверии, вроде бы не было. Лбом в икону все же новшество.

Новшество. Вот подумалось, может быть западное? У латын есть обычай преподавать священническое благословение через возложение ладони на голову. Возможно прикладываясь лбом к иконе как бы испрашивается благословение от изображенного? Какой-то же смысл первоначально в этот обычай вкладывался.

Алекс пишет:

 цитата:
Думается, что в народном сознании это бы непременно отразилось, вероятно, возникла бы полемика. Но ничего подобного по этому вопросу кажется, нет.


Да, я тоже не встречал.

Алекс пишет:

 цитата:
Где это можно прочитать? Очень интересно.


В любом чине исповеди. Там во вступительной статье сказано:

 цитата:
Каяися творит три поклоны до земли пред святым евангелием, глаголя:
Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя. пок.
Создавыи мя Господи , помилуй мя. поклон.
Без числа согреших , Господи прости мя. пок.
Приими мя Господи кающагося , и помилуй мя.
И положит руце и главу свою на налой , плача со слезами грех своих.


Георгий, Львов пишет:

 цитата:
А на коленях или стоя?


Стоя. Но данный обычай до настоящего времени не сохранился. Видимо из-за бегствующего священства, которое, к сожалению, не могло в полной мере знать и сохранять древние обычаи.





Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 23:30. Заголовок: о. Андрей пишет: В ..


о. Андрей пишет:

 цитата:
В любом чине исповеди. Там во вступительной статье


Да, увидел это место: «И положит руце и главу свою на налой, плача со слезами грех своих». Но в этом месте подразумевается раскаяние исповедника (как бы высшая степень этого раскаяния - преклонение главы). О прикладывании к святыне (Евангелию или Кресту), тем более головой (лбом или теменем) тут не говорится.

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 1490
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 04:03. Заголовок: Алекс пишет: Но в э..


Алекс пишет:

 цитата:
Но в этом месте подразумевается раскаяние исповедника (как бы высшая степень этого раскаяния - преклонение главы). О прикладывании к святыне (Евангелию или Кресту), тем более головой (лбом или теменем) тут не говорится.

А я и не утверждал этого, но лишь провел параллели .

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
Картинка да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет