Данный форум является неофициальной интернет-площадкой для общения чад Русской Древлеправославной Церкви и всех, кто интересуется Древлеправославием. Будьте взаимно вежливы, уважайте собеседника, терпимей относитесь к мнению и высказываниям своих оппонентов. Язык подворотни, язык блатного жаргона, модных словечек современной молодежи совершенно неприемлем на этом форуме.

АвторСообщение



Сообщение: 43
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.12 02:50. Заголовок: Есть ли где то устав..


Есть ли где то устав чтения Евангелия, пред гробом усопшего архиерея или священника? (есть нет конкретного устава, то какие имеются обычаи)
Евангелие читается перед гробом епископа, а в случае смерти священника или диакона, все тоже?
После погребения мирян, имеется традиция раздавать молиться Псалтырь, в случае со священнослужителями читают Псалтырь или все тоже Евангелие?
Буду рад ответам!

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


Протопоп




Сообщение: 4511
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.12 09:04. Заголовок: На самом деле Еванге..


На самом деле Евангелие положено читать еще над живым архиереем до исхода его души из тела. Почему над еще живым, но умирающим? Чтобы он умирал в размышлениях о том, чему должен был служить всю свою жизнь. Чтобы смерть его освящалась Словом Божиим, как и жизнь его. А над умершим архиереем Евангелие читается, если время есть: http://sobornik.ru/text/simeon/pict/0671.gif Симеон Салунский, достаточно подробно описывает устав чтения Псалтыря по усопшим, а о чтении Евангелия ограничивается лишь упоминанием того, что оно читается. Из чего видно, что никакого особого устава чтения не существует, особенно, если принять во внимание, что он читается и над живым, и над мертвым, а ведь живой может стать мертвым в процессе чтения…

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 4512
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.12 09:10. Заголовок: FID пишет: Евангели..


FID пишет:

 цитата:
Евангелие читается перед гробом епископа, а в случае смерти священника или диакона, все тоже?

У никониан читается и над священником, но не над диаконом. Блаженный же Симеон пишет, что Евангелие нужно читать над всяким священным, то есть и над диаконом.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 4513
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.12 09:16. Заголовок: FID пишет: Псалтырь..


FID пишет:

 цитата:
После погребения мирян, имеется традиция раздавать молиться Псалтырь, в случае со священнослужителями читают Псалтырь или все тоже Евангелие?

По всякому умершему положено читать псалтырь:
 цитата:
"когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе" "(Апостольские постановления, Кн.6:30)

Полагаю, что и по епископу тоже было бы неплохо читать псалтырь, учитывая, что кроме сана у него был еще и монашеский постриг. По попу-бельцу или диакону чтение псалтыря еще более уместно, ибо диакона хоронят по чину мирского погребения. Также долгое время хоронили и белых священнослужителей, а священноиноков по простому иноческому чину. Соответственно, и поминовение для них сходно.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 44
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.12 07:05. Заголовок: о. Андрей пишет: Та..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Также долгое время хоронили и белых священнослужителей



По мирскому чину?

А кроме как в Большем Потребнике, где есть описание священнического погребения?

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 5070
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.12 21:58. Заголовок: FID пишет: По мирск..


FID пишет:

 цитата:
По мирскому чину?

Да.

FID пишет:

 цитата:
А кроме как в Большем Потребнике, где есть описание священнического погребения?

Насколько я знаю, кроме Потребника, более нигде.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.12 23:19. Заголовок: о. Андрей пишет: Та..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Также долгое время хоронили и белых священнослужителей



о. Андрей пишет:

 цитата:
По мирскому чину?



До какого времени было так? И что повлияло, или кто, что все изменилось к настоящей форме?

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 733
Откуда: Сибирская епархия, Иркутск, стихарный чтец
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.12 12:18. Заголовок: Чин отпевания священ..



 цитата:
Чин отпевания священников
1. История чина
Современный чин священнического погребения вошел в нашу богослужебную практику только со времени патриарха Никона. Впервые он был напечатан в Требнике 1658 года (л. 402—476).
До этого времени умерших иереев отпевали особым, довольно необычным по своему составу чину. Со второй половины XV века сначала в греческих Евхологиях стали появляться особые чины иерейского отпевания. В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем».
Подобное же явление наблюдается и в памятниках Русской Церкви. С начала XV века появляется даже «чин егда поп преставится».
Греческие богослужебные последования XV века уже содержат специальные чины для погребения священников. Вот составные части их, которые вошли и в наш древнерусский чин иерейского погребения.
Одр с мощами иерея поставлялся посреди храма и начиналось последование, по всей структуре приближающееся к чину утрени. После обычного начала и чтения предначинательных молитв следовал возглас утрени «Слава Святей» и читалось шестопсалмие. Составные части погребения располагались применительно к порядку утреннего богослужения пятка. Между различными песнопениями и молитвами на протяжении всего чина полагалось 16 апостольских и евангельских чтений. После восьми гласов со стихирами преподобных Иоанна Дамаскина и Феофана. За каждым антифоном опять следовало чтение Апостола и Евангелия. По прочтении двенадцатого Евангелия заканчивалось пение антифонов и продолжалось пение одних заупокойных стихир. После тринадцатого Евангелия исполнялись икосы Романа Сладкопевца с припевом «Аллилуиа». Икосы сменялись «Блаженными», после которых читались четырнадцатые Апостол и Евангелие. Потом совершалась Литургия. По заамвонной молитве происходило целование умершего, при пении стихир на последнее целование: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему». После прощания с умершим читались в пятнадцатый раз Апостол и Евангелие, после чего умершего при пении «Святый Боже...» несли к месту погребения. При засыпании могилы землей пели ирмосы Великого канона и особые тропари. В шестнадцатый раз читали Апостол и Евангелие, когда могила засыпана, и следовала шестнадцатая молитва (заключительная). Чин заканчивался отпустом, провозглашением вечной памяти и поклонами за умершего.
В XVI веке чин иерейского погребения состоит на Востоке уже из восьми частей. В него входят «утреня, вся псалтирь и непорочны». Далее следует отпевание, начинающееся пением антифонов всех восьми гласов со стихирами. И наш древнерусский чин погребения иереев распадался на восемь частей, в каждой части была особая молитва.
В начале XVII века существовало мнение, что чин погребения иереев редактирован болгарским попом Еремеем. Требник каждого Евангелия следовала заупокойная ектения и потом молитва. Первое чтение из Апостола и Евангелия начиналось после тропарей по великой ектении, второе после первой «Славы» 17 кафизмы, третье — по второй «Славе», четвертая — после следовавших за третьей «Славой» кафизмы, седальнов и тропарей: «Благословен еси Господи». Вместо канона пели антифоны всех
1639 года патриарха Московского Иоасафа повелевал чин этого погребения считать еретическим и «погребати священники мирским погребением и никто же о сем да соблазнится».
Петр Могила в своем требнике 1646года помещает уже другой чин священнического погребения, заимствованный из венецианских Евхологиев. Это тот чин, который содержит и наша современная практика. Чин отпевания священников Требника Петра Могилы предваряется извлечением из определений Киевского собора 1640 года о погребении священников непременно соборне и распределение сорокоуста по них между всеми церквами того благочиния, в котором служил умерший. Сам чин несколько короче современного. Предубеждения против чина священнического погребения существовали на Руси до 1651 года. В изданном в этом году при патриархе Иосифе Требнике этот чин снова помещен и держался в богослужебной практике до патриарха Никона. В Требнике 1658 года указанный чин заменен другим чином, заимствованным из венецианских печатных греческих книг и существует до сих пор.




http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nefedov_tainstva_i_obryady_10-all.shtml


Кратко так. Детали следует смотреть по рукописным памятникам.

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 736
Откуда: Сибирская епархия, Иркутск, стихарный чтец
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.12 16:05. Заголовок: В памятниках более р..



 цитата:
В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем».



Вот, например, здесь:





http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=225

Служебник и Требник, полууст., ХVІ века, в четверть, 208 листов.


л. 157. Молитва над умершим попом.



Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
Картинка да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет