Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 28.05.10 10:11. Заголовок: Исповедь. Вопрос о духовном отце?
Доброго здоровья отцы и братия! Вопрос:" Может ли жена исповедоваться у своего мужа-священника, а также дети у своего отца(родного)-священника?" Накладываются какие либо ограничения? Допускается ли такая ситуация и в каких случаях? В каких случаях можно менять духовного отца и как должно это происходить? Следует ли исповедовать заново все грехи при смене духовного отца?
|
|
|
Ответов - 27
[только новые]
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 1514
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 28.05.10 11:29. Заголовок: Алексий пишет: Свят..
Александр г.Самара пишет: цитата: | Может ли жена исповедоваться у своего мужа-священника, а также дети у своего отца(родного)-священника? Накладываются какие либо ограничения? Допускается ли такая ситуация и в каких случаях? |
|
Могут. Второй случай совершенно нормален, а первый допускаем. По крайней мере, в древних кормчих встречается правило о том, что "попадья может комкать (причащаться) у своего мужа". Специальных ограничений нет. Хотя ясно, что муж часто и соучастник в грехах жены, поэтому едва ли может быть объективным духовным наставником. Но это все же вопрос личной совести и принуждать никто не может. Александр г.Самара пишет: цитата: | В каких случаях можно менять духовного отца и как должно это происходить? |
|
Если духовный отец еретик, в случае переезда на жительство в другой приход, в случае принятия священства или монашества, в случае, если есть неудовлетворенности духовным окормлением. Но любая из причин не обязывает духовного отца дать своему чаду позволение на переход для окормления к другому священнику. Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. При этом любой священник обязан принять каждого пришедшего к нему на исповедь, но продолжать подавать духовное окормление обязан лишь тем, кто слушается его и исполняет его духовные предписания. Если к священнику обращается христианин из другого прихода, то священник должен непременно выяснить получено ли этим христианином от его духовника согласие на переход и если такого согласия не было, то в исповеди должно быть отказано. Исключение – тяжелая болезнь христианина, предсмертное состояние. В такой ситуации любой священник, находящийся рядом, обязан принять страждущего на исповедь. Александр г.Самара пишет: цитата: | Следует ли исповедовать заново все грехи при смене духовного отца? |
|
Да, но не потому, что они как бы не прощены (они, несомненно, уже прощены), но для скорейшего и лучшего ознакомления священника с особенностями характера, духовными достоинствами и проблемами своего нового духовного чада.
|
|
|
|
Отправлено: 28.05.10 15:47. Заголовок: о. Андрей пишет: Хо..
о. Андрей пишет: цитата: | Хотя ясно, что муж часто и соучастник в грехах жены, поэтому едва ли может быть объективным духовным наставником. Но это все же вопрос личной совести и принуждать никто не может. |
| Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. Простите Христа ради.
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 1516
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 28.05.10 15:58. Заголовок: Александр г.Самара п..
Александр г.Самара пишет: цитата: | Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. |
|
Возможно. Хотя случаи бывают разные. И я знаю священнослужителей, которые принимают на дух своих жен. Хотя даже и детей своих исповедовать не очень удобно, ибо священник, как отец может быть в чем-то к ним и несправедлив, а исповедь может использовать для оказания необоснованного духовного давления.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 331
Откуда: Россия, Волгоград
|
|
Отправлено: 20.07.10 17:03. Заголовок: Александр г.Самара п..
Александр г.Самара пишет: цитата: | Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. |
| а вот реакция прихожан зависит от их личной совести. Если канонами исповедь у священника-мужа не запрещена, то о какой потере авторитета можно говорить? Знаю матушек, исповедующихся у своих супругов, и отношение к этому в приходе нормальное, ни чем ни хуже, например, отношения ко мне, хотя я исповедуюсь у того же духовника, что и муж. Но бывали ситуации, когда возникала необходимость исповеди и у супруга - сложности со здоровьем, когда о поездки за 1,5 тысячи километров и речи не было, а вот совершить Покаяние и принять Святое Причастие перед серьезными медицинскими мероприятиями нужно было. И поверьте, что исповедоваться у супруга КУДА ТЯЖЕЛЕЕ нежели исповедоваться даже у самого строго духовника. Стоит ли осуждать тех женщин, которые вынуждены на это идти?
|
|
|
|
Отправлено: 16.08.10 06:45. Заголовок: Согласие же духовник..
цитата: | Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. |
| Имеется ли конкретное правило или закон, оговаривающие обязательность такого согласия?
|
|
|
|
Отправлено: 16.08.10 23:02. Заголовок: Отец Андрей и другие..
Отец Андрей и другие священники: так есть такое правило? Назовите его, пожалуйста.
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2123
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 17.08.10 05:49. Заголовок: q пишет: цитата: С..
q пишет: цитата: | цитата: Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. Имеется ли конкретное правило или закон, оговаривающие обязательность такого согласия? |
|
Есть 5-е правило 1-го Вселенского, которое запрещает отлученного одним духовником, разрешать другому духовнику: "О тех, которые епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними, не были приняты другими" (в те времена духовниками были исключительно епископы). Видимо из этого правила в результате появилось следующее, встречающееся в дораскольных Кормчих: "Аще хто имети начнет отца люта духовнаго или невеждю, (да) отпросится от него и идет (и инде) и исповесться; аще его не пустит, не можеть ся его охабити". По этой причине в древности даже существовал специальный "Чин, како подобает отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго разстояния или нужа ради".
|
|
|
|
Отправлено: 17.08.10 08:47. Заголовок: о.Андрей пишет: отл..
о.Андрей пишет: цитата: | отлученные одними, не были приняты другими |
| Спаси Христос! Но тут именно говорится о том, что человек был отлучен предыдущим духовным отцом. Я же имею ввиду такие случаи, когда человек не был отлучен духовным отцом, а по ряду причин (например - не находя контакт или общий язык со священником, или же видя совершаемые иереем безакония), решил перейти к другому духовному отцу.
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2128
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 17.08.10 09:32. Заголовок: А я Вам указал на эт..
А я Вам указал на это далее, что в древлеписьменных и греческих и в славянских Кормчих содержится положение, запрещающее свободный переход от одного духовника к другому. Я и цитату привел, и указал, что даже специальный "отпускной" чин был. Уйти можно свободно лишь от явного еретика. Хотя явное безнравственное поведение священника также является основанием для перехода к другому, однако все же необходимо получить согласие на это у нынешнего, какой бы он не был (пока он не лишен сана). Впрочем, можно обратиться к правящему епископу с соответствующим прошением и его властью получить право на самостоятельный выбор иного духовника. В Церкви должен быть порядок, а свободные ходы-переходы этому никак не способствуют.
|
|
|
|
Отправлено: 17.08.10 13:33. Заголовок: о.Андрей пишет: Хот..
о.Андрей пишет: цитата: | Хотя явное безнравственное поведение священника также является основанием для перехода к другому, однако все же необходимо получить согласие на это у нынешнего, какой бы он не был (пока он не лишен сана). |
| В том то и дело, что есть случаи, когда иерей шантажирует духовных детей, запрещая им такой переход и угрожая не только самому христианину, но и его родственникам тем, что откажется хоронить и т.п.... Выходит обыкновенное рабство: "рабовладелец" поп не отпускает с "рабства" свое духовное чадо... Согласен с Вами, что в Церкви должен быть порядок, и, как Вы верно сказали, единственным выходом тут может быть обращение к епископу с просьбой разрешить перейти к другому духовному отцу.
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2135
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 17.08.10 13:43. Заголовок: q пишет: В том то и..
q пишет: цитата: | В том то и дело, что есть случаи, когда иерей шантажирует духовных детей, запрещая им такой переход и угрожая не только самому христианину, но и его родственникам тем, что откажется хоронить и т.п.... |
|
Печально... Очень... наивное... поведения иерея. q пишет: цитата: | единственным выходом тут может быть обращение к епископу с просьбой разрешить перейти к другому духовному отцу. |
|
Да, это шаг, несомненно, верный.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 105
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 22.08.10 08:58. Заголовок: Отец Андрей, насколь..
Отец Андрей, насколько обязательно иметь духовника, допускается ли исповедоваться и причащаться у разных священников? Будет ли духовником тот свяшенник который будет крестить? Может ли епископ быть духовником?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2167
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 22.08.10 10:22. Заголовок: Игорь пишет: наскол..
Игорь пишет: цитата: | насколько обязательно иметь духовника |
|
Если человек умирает не имея духовного отца, то лишается христианского погребения и поминовения. Игорь пишет: цитата: | допускается ли исповедоваться и причащаться у разных священников? |
|
Только в исключительных случаях, например, если какой-то недуг застал в дороге и т.п. Игорь пишет: цитата: | Будет ли духовником тот свяшенник который будет крестить? |
|
Традиционно - да, но отнюдь не обязательно. Игорь пишет: цитата: | Может ли епископ быть духовником? |
|
Может, если даст согласие на это.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 109
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 22.08.10 19:34. Заголовок: Отец Андрей, может л..
Отец Андрей, может ли священник отказаться быть духовным отцом?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2170
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 22.08.10 19:57. Заголовок: Может, если человек ..
Может, если человек его не слушает, не исполняет его духовных рекомендаций и епитимий. Но в принципе должен принять любого, кто согласен послушаться, ибо сказано: "пришедшего ко Мне не изгоню вон". Однако, если в дальнейшем окажется, что человек непослушный, то его предписывается отсечь, чтобы не погибать вместе с ним, приобщаясь его грехам: "Аще же неотступно держатся своих обычаев, и сластем плотским паче работати восхощут, нежели Господеви, и евангельскаго жития не приемлют, ни едино нам обще к ним слово. мы убо в людех непокоривых, и прекословных научихомся слышати, спасаи спаси свою душу" (Номоканон).
|
|
|
|
| |
Сообщение: 110
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 22.08.10 20:37. Заголовок: Отец Андрей, после к..
Отец Андрей, после крещения сколько даётся времени на выбор духовного отца?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2174
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 23.08.10 09:03. Заголовок: Нет определенных рам..
Нет определенных рамок. Хотя есть указание, что христианин, должен исповедоваться в посты. Поэтому правильней определиться с выбором духовника как можно скорее.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 77
Откуда: Казахстан, Кокчетав
|
|
Отправлено: 23.08.10 09:51. Заголовок: о. Андрей пишет: Ес..
о. Андрей пишет: цитата: | Если человек умирает не имея духовного отца, то лишается христианского погребения и поминовения. |
| О, насколько это строже, чем в никонианстве! Там можно его вовсе не иметь, однако и отпоют, и поминать (в т.ч. на проскомидии) будут по смерти. Лишь бы родственники "записочки" подавали и платили "за имя". Я лет 10 назад попросила одного священника быть моим духовным отцом - отказал:"А сможешь ли ты отсечь свою волю и послушАться во всем?" (По-моему, это скорее монашеское требование). К этому я тогда действительно была не готова, да и светский характер работы не способствовал. Так и исповедовалась 18 лет у разных священников. А приятель мой так сознательно "не берет" духовника, дабы не "грузил", хотя никонианин коренной, истовый (плачет сейчас, что отказала ему в совместной молитве).
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2178
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 23.08.10 10:00. Заголовок: Людмила пишет: О, н..
Людмила пишет: цитата: | О, насколько это строже, чем в никонианстве! |
|
В никонианстве также, ибо суть молитв погребения одинаковая. Там прямо сказано: "прощаю тебе грехи, которые ты мне, духовному своему отцу, исповедовал". Ясно, что.если хоронит не духовное чадо, то и молитвы эти всякий смысл теряют.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 78
Откуда: Казахстан, Кокчетав
|
|
Отправлено: 23.08.10 13:00. Заголовок: Видимо, в никонианст..
Видимо, в никонианстве духовный отец - это этакий "калиф на час": кому исповедуешься в сей момент, тот и становится на сей момент "отцом". Да и не всегда на практике можно оказаться в момент смерти или при погребении при своем духовнике. Как этот вопрос решается в древлеправославии? Возможно ли заочное отпевание?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2180
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 23.08.10 13:08. Заголовок: Людмила пишет: Да и..
Людмила пишет: цитата: | Да и не всегда на практике можно оказаться в момент смерти или при погребении при своем духовнике. Как этот вопрос решается в древлеправославии? |
|
В таком случае исповедоваться можно любому священнику, но отпевать должен все же духовник. Людмила пишет: цитата: | Возможно ли заочное отпевание? |
|
Да, нередко так и бывает, увы.
|
|
|
|
|
| |
Сообщение: 79
Откуда: Казахстан, Кокчетав
|
|
Отправлено: 23.08.10 13:23. Заголовок: о. Андрей пишет: В ..
о. Андрей пишет: цитата: | В таком случае исповедоваться можно любому священнику |
| А если рядом обретаются только никонианские, тогда никому?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2181
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 23.08.10 13:31. Заголовок: Тогда рядом находяще..
Тогда рядом находящемуся христианину. А если и его нет, тогда Богу. Погребение все равно будет совершено, если христианин ранее бывал на исповеди и имел духовного отца.
|
|
|
|
| |
Сообщение: 111
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 23.08.10 14:30. Заголовок: о. Андрей пишет Тог..
о. Андрей пишет цитата: | Тогда рядом находящемуся христианину. А если и его нет, тогда Богу. |
| Получается, что никонианскому священнику исповедоваться нельзя ни при каких условиях?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2183
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 23.08.10 14:35. Заголовок: Если могут существов..
Если могут существовать какие-то условия, при которых можно исповедоваться никонианскому священнику, то тогда эти условия вполне подойдут и к священнику католическому, и монофизитскому... Мы лишь потому и разорвали общение с новобрядцами, что сомневаемся в том, что их молитва будет услышана.
|
|
|
|
Отправлено: 27.12.10 18:11. Заголовок: Всю жизнь придержива..
Всю жизнь придерживался, как и родители старообрядческой веры, но в сложившейся ситуации, давно не причищался и не исповедовался, т.к. проживаю в городе где нет старообрядческого прихода. Как поступить в данной ситуации?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 3350
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 28.12.10 10:07. Заголовок: Па пишет: Всю жизнь..
Па пишет: цитата: | Всю жизнь придерживался, как и родители старообрядческой веры, но в сложившейся ситуации, давно не причищался и не исповедовался, т.к. проживаю в городе где нет старообрядческого прихода. Как поступить в данной ситуации? |
|
Связаться с кем-то из священнослужителей, через интернет и обсудить этот вопрос более предметно.
|
|
|
|