Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 14.08.10 20:03. Заголовок: Святой Христофор
Здравствуйте, дорогие христиане Древлеправославной Церкви! Я давно присматриваюсь к Старой Вере. И многое мне в ней нравится. Но недавно узнал одну интересную вещь, которая заставила задуматься. Оказывается, святой мученик Христофор изображается на старообрядческих иконах с собачьей головой. Мой вопрос: насколько это обоснованно - изображать святого мученика с головой животного, которое считается нечистым? р.Б. Димитрий, РПЦ МП
| |
|
Ответов - 7
[только новые]
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2105
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 15.08.10 03:42. Заголовок: Мир Вам, Димитрий! Н..
Мир Вам, Димитрий! На иконах бывает изображается не только собака, но и сатана, которого повергает копием св. архангел Михаил, изображается и змий, повергаемый св. влмч. Георгием, и другие существа. Иконы ведь являются своеобразными иллюстрациями евангельских или церковно-исторических событий для назидания смотрящих на них. Точно так же и икона св. Христофора. Такое изображение иллюстрирует события из его жития. По преданию святой был очень красив собой, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность. Кстати говоря, образ св. Христофора изображается с собачьей головой не только на старообрядческих иконах. Такая традиция была присуща (и сохраняется сейчас) и всем восточным, и всем западным христианам. У новообрядцев такое изображение было запрещено лишь постановлением Синода в 1722 году. Однако и до сих пор подобные изображения можно встретить в храмах РПЦ МП.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 242
Откуда: Сибирская епархия, Иркутск
|
|
Отправлено: 15.08.10 07:43. Заголовок: На древних иконах св..
На древних иконах святой Христофор изображался и в традиционном образе. Интересующийся пишет: цитата: | изображать святого мученика с головой животного, которое считается нечистым? |
| Это чем же оно нечистое? Хоть и орден Доминика и католический, но эмблемой сего ордена с 12 века является собака, да и вспомните символ опричнины, пса и метлу, имено они должны (по мысли Ивана 4), изничтожать нечисть с Русской земли.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 16.08.10 01:06. Заголовок: Мир Вам, Димитрий! ..
Мир Вам, батюшка Андрей! Благодарю Вас за ответ. цитата: | На иконах бывает изображается не только собака, но и сатана, которого повергает копием св. архангел Михаил, изображается и змий, повергаемый св. влмч. Георгием, и другие существа. Иконы ведь являются своеобразными иллюстрациями евангельских или церковно-исторических событий для назидания смотрящих на них. |
| Лишь частично согласен с Вами. На иконах изображаются самые разные существа. Но тут-то дело в том, что существу человеческому почему-то "приделали" собачью голову. Лично я не смог бы молиться перед такой иконой. Уж очень смущает такой образ святого мученика. цитата: | Точно так же и икона св. Христофора. Такое изображение иллюстрирует события из его жития. По преданию святой был очень красив собой, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность. |
| Но ведь это – всего лишь предание. Наподобие того, что святой апостол Андрей Первозванный путешествовал из Киева в Новгород и водружал по дороге кресты. Легенда, одним словом. Вы же не верите всерьез в существование псеглавых людей из греческих мифов? Честно говоря, мне претит мысль о том, что здравомыслящий человек молил Бога об обезображивании своей внешности. А идея того, что Бог, в ответ на молитву, "наградил" просящего головой собаки, лично мне представляется кощунственной. цитата: | Кстати говоря, образ св. Христофора изображается с собачьей головой не только на старообрядческих иконах. Такая традиция была присуща (и сохраняется сейчас) и всем восточным |
| Вопрос – насколько это правильно и оправданно. В Википедии в статье о святом Христофоре пишут, что "псеглавость" святого – это образ, привнесенный коптами из египесткой религии. Копты хотели сохранить в христианстве любимый ими образ бога Анубиса. Потому и "наградили" святых Христофора, Ахракса и Аугани песьими головами. Мне эта версия представляется правдоподобной. цитата: | и всем западным христианам |
| Насколько я знаю, в традиции иконографии Запада, святой Христофор изображался с "нормальной", человеческой головой. Вот это-то и заставляет задуматься: почему на Западе святой Христофор изображался в образе человека с человеческой же головой, а на Востоке, поближе к Египту, был "снабжен" головой пса? цитата: | У новообрядцев такое изображение было запрещено лишь постановлением Синода в 1722 году. |
| А по мне – так и слава Богу! цитата: | Однако и до сих пор подобные изображения можно встретить в храмах РПЦ МП. |
| Увы, можно. К сожалению. Но это не значит, что это правильно и канонично. Вы же, наверняка, знаете, как у нас (в РПЦ МП) зачастую к церковным правилам относятся. Формально поливательное крещение, изображение Бога-Отца в образе старца и прейскуранты в наших храмах тоже запрещены. А на деле все куда печальней. цитата: | На древних иконах святой Христофор изображался и в традиционном образе. |
| Так в том-то и дело! Вот мне и стало интересно, когда и, главное, почему на Востоке стали писать образы святого с песьей головой, а на Западе – нет. Собаку нельзя пускать в церковь. И в помещения, где есть священные предметы. А на форуме протодьякона Андрея Кураева староверы приводили ссылку на чин очищения церкви "если пес заскочит" из старого, дораскольного Требника. А тут вдруг святой мученик с песьей головой пишется! цитата: | Хоть и орден Доминика и католический, но эмблемой сего ордена с 12 века является собака, да и вспомните символ опричнины, пса и метлу, имено они должны (по мысли Ивана 4), изничтожать нечисть с Русской земли. |
| Все так. Но, все-таки, образ святого мученика – это другое. Перед образом мы молимся. Лично я не смог бы молится перед образом, на котором святой, который был человеком и голова у которого была человеческая, изображен с головой пса.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 248
Откуда: Сибирская епархия, Иркутск
|
|
Отправлено: 16.08.10 14:07. Заголовок: Интересующийся пишет..
Интересующийся пишет: цитата: | Лично я не смог бы молится перед образом, на котором святой, который был человеком и голова у которого была человеческая, изображен с головой пса. |
| Если Вас смущает сей образ, то вовсе не обязательно ему молиться, молитесь образу который Вам приемлем. В данном случае ссылка на христиан-коптов наиболее логична, но не думаю, что все так однозначно. Возможно, по Вашим молитвам, святой Христофор откроет Вам тайну своего "нетрадиционного" иконописного образа.
| |
|
|
| |
Сообщение: 63
Откуда: Казахстан, Кокчетав
|
|
Отправлено: 17.08.10 08:22. Заголовок: В то, что св.Христоф..
В то, что св.Христофор мог молить Господа об искажении своей внешности, дабы не соблазнять соблазняющихся своей красотой, сомневаться не приходится. Это вполне в духе святости. Но я тоже сомневаюсь, что Он дал ему именно песью голову. Это,скорее, действительно какая-то древняя традиция, но еще и ТАЙНА (согласна с Алексием).
| |
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 2131
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 17.08.10 10:33. Заголовок: Людмила пишет: Но я..
Людмила пишет: цитата: | Но я тоже сомневаюсь, что Он дал ему именно песью голову |
|
Ну, почему же Бог обязательно дал ему песью голову? Ведь все могло быть проще. Могло просто обезобразиться его лицо каким-либо образом (например, болезнью), а увечье вполне могло напоминать "собачью морду". Да и кажущимся могло ведь быть уродство... То есть внешнему наблюдателю Христофор мог представляться безобразным, а на деле с его внешним видом могло и не произойти никакой метаморфозы.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 249
Откуда: Украина, Львов
|
|
Отправлено: 23.08.10 01:10. Заголовок: о. Андрей пишет: То..
о. Андрей пишет: цитата: | То есть внешнему наблюдателю Христофор мог представляться безобразным, а на деле с его внешним видом могло и не произойти никакой метаморфозы. |
| В жизни одного из святых отцов есть рассказ, как к нему привели женщину, превращённую колдуном в .. кобылу. И все так и видели, только святой видел, что это женщина, а не кобыла! Людмила пишет: цитата: | св.Христофор мог молить Господа об искажении своей внешности |
| ...некий святой молился, дабы Господь вселил в него беса, дабы избавиться от чрезмерного почитания при жизни, что из этого вышло -- думаю, читали... Мученик Философ, кажется, откусил себе язык, дабы утишить блудную страсть, после того как его, привязаннаго к древу, решили искусить... о. Андрей пишет: цитата: | Ну, почему же Бог обязательно дал ему песью голову? Ведь все могло быть проще. Могло просто обезобразиться его лицо каким-либо образом (например, болезнью), а увечье вполне могло напоминать "собачью морду". Скорее всего так и было... Алексий пишет: [quote]. Вы же не верите всерьез в существование псеглавых людей из греческих мифов? |
| ... а вот мой друг баптист прочитал о путешествии одного преподобного отца древности к другому, где упоминается о его, отца нами чтимаго, встрече с ... кентавром, фавном, как с реальными существами. А сибирский снежный человек? Вот Алексий точно о них знает! (только скрывает... )
| |
|
|
|