Данный форум является неофициальной интернет-площадкой для общения чад Русской Древлеправославной Церкви и всех, кто интересуется Древлеправославием. Будьте взаимно вежливы, уважайте собеседника, терпимей относитесь к мнению и высказываниям своих оппонентов. Язык подворотни, язык блатного жаргона, модных словечек современной молодежи совершенно неприемлем на этом форуме.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 08:10. Заголовок: КУЗНЕЦОВЫ и Древлеправославие


Вклад старообрядцев в развитие искусства фарфора в России
И.П.Смирнов



Предисловие
Как меняется мир! Не каждый гжелец сегодня поверит, что еще сотню-полторы лет назад значительную часть жителей нашего края составляли староверы! Да что составляли - весьма влияли и заправляли делами! Одно имя Кузнецов говорит о многом!

Удивительны были те староверы! Среди них по воспоминаниям гжельских бабушек встречались суровые домостроевские старухи и прогрессивные европейцы типа господина М.С.Кузнецова поклонника стиля модерн и как нам кажется отчасти космополита.

Думается, вы с удовольствием прочтете эту интереснейшую статью, которая не первый год кочует по Сети. А если заинтересуетесь старообрядчеством то обращайтесь к отцу Василию Пчельникову в новохаритоновский храм, построенный вышеупомянутым легендарным Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Еще добавим - непревзойденным! Ведь никого из наших нынешних фарфористов и близко не поставишь и не сравнишь с этим русским промышленником.

Примечание. Корреспонденты «Речицкого Народа» позволили себе исправить в статье неточности в написании названий гжельских деревень, а также добавили некоторые комментарии.
И.П.Смирнов
Вклад старообрядцев в развитие искусства фарфора в России
Знаток частных коллекций И.И.Лазаревский оценивал производство фарфоровых изделий как «очень характерное и типичное для России» [1], как «прикладное искусство, равного которому по самобытности и отражению национальных черт не найдётся в истории фарфорового производства иных государств» [2]. Интерес к фарфору был и остаётся преимущественно искусствоведческим, что вполне оправдано. Но наше внимание привлёк тот факт, что развитие этого искусства в России исторически связано с районами расселения старообрядцев, с промыслами, традиционно развитыми в старообрядческой среде, и с некоторыми известными старообрядческими купеческими семьями и торгово-промышленными домами.

Гжель – старинная промысловая область вблизи Москвы, населённая старообрядцами-поповцами. В этом районе процветали промыслы – в первую очередь, ткачество, хмелеводство с центром в Гуслицкой волости, и гончарное производство, славившееся своими искусными мастерами.

Гончарный промысел бытовал здесь издавна; уже в 1633 г. по указу Алексея Михайловича поисками глины для производства «химической посуды» для лекарств занялся здесь знаток гжельских глин гончар Пашка Птицкой.

Позже по указу того же Алексея Михайловича вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Гжельские крестьяне не знали, таким образом, крепостной зависимости.

Открытые для технических новшеств подобно другим старообрядцам, позднее они органично перешли на производство фаянса, полуфаянса, фарфора. Не случайно А.В.Селиванов назвал Гжель «наиболее типичной местностью керамического производства вообще, а фарфора и фаянса в особенности» [3], а Г.Федченко назвал Гжель – «наш русский Стаффордшир» [4]. Другие районы России не производили фарфор в сопоставимом масштабе, в основном поставляя только сырьё для него.

Само создание русского фарфора произошло не без влияния Гжели. Соответствующие работы и опыты, связанные с постройкой Императорского фарфорового завода, были непосредственно санкционированы правительством и велись одновременно несколькими специалистами. В декабре 1744 г. саксонец К.Х.Гунгер, отрекомендовавший себя владеющим секретом фарфора, был направлен для поисков подходящей глины в Гжель, где он нашёл в д. Жировой около 500 пудов заготовленной сухой глины, то есть фарфоровая глина в этой местности уже была предметом заготовки и торговли в целях производства керамики.

Вместе с ним и под его началом ведёт свои разыскания Д.И.Виноградов, который по праву может считаться первым научным разработчиком технологии производства фарфора в России. Соратник М.В.Ломоносова, Д.И.Виноградов опирался не на выведанные третьих лиц секреты и случайные комбинации веществ, как К.Х.Гунгер, а на научно обоснованные эксперименты, результаты которых он тщательно фиксировал и анализировал. Кроме того, свои независимые работы в том же направлении осуществлял основатель первого частного фарфорового завода в России англичанин Ф.Я.Гарднер, который, также по поручению правительства Елизаветы, с 1746 г. проводил опыты с гжельской «мылянкой» («жировкой»), но потом открыл белую глуховскую глину в Черниговской губернии.

И всё же наиболее тесно был связан с Гжелью мастер-самородок из крестьян И.А.Гребенщиков, который открыл технику получения фарфора самостоятельно в 1747 г., одновременно с Д.И.Виноградовым, (а по мнению известного советского искусствоведа А.Б.Салтыкова, даже раньше его) [5].

Около 1800 г. в д. Володино Бронницкого уезда крестьяне братья Куликовы, делавшие до того майолику, нашли состав белой фаянсовой массы. Сначала делали только игрушки, потом и посуду из фаянса.

Производство полуфаянса возникло в Гжели после 1802 г., когда была найдена светлая серая глина близ д. Минино. Первый фарфоровый завод в Гжели был основан в д. Володине крестьянином Павлом Куликом в 1802 или 1804 г. Технике производства Кулик научился, работая на заводе Отто в Перове, который в свою очередь был устроен с помощью вольнонаемных мастеров освоивших производство у Гарднера. Желая сохранить секрет выработки фарфора, он всё делал сам, имея только одного рабочего, так что его завод был, в сущности, маленькой кустарной мастерской. Однако вскоре в д. Кузяево Богородского уезда был основан завод Н.С.Храпунова, который использовал сведения, похищенные его сыном Герасимом у Кулика.

Насыщенность Гжели фабриками прекрасно иллюстрируется следующими статистическими данными: в одной только гжельской д. Речицы Бронницкого уезда существовали заводы: П.Ф.Куринова (с 1820-х гг.), Ф.М.Куринова (с 1820-х гг.), братьев Овечкиных (с 1820-х гг.), П.Николаева (с 1832 г.), Попихиных (с 1830-х гг.), В.М.Семова (с 1853 г.), У. и И. Краснухиных (с 1856 г.), И. и А. Жадиных (с 1856 г.), В.С.Журавлёва (с 1856 г.), Л.Иванова (с 1860 г.), И.Гулина (с начала 1860-х гг.), И.М.Казакова (с 1864 г.), П.Фартальнова (с 1869 г.), И.Полубенцова (с 1869 г.), И.И.Краснова (с 1871 г.), А.Дунашова (с 1871 г.). (Примечание «Речицкого Народа» - важно понимать, что не все эти фабрики производили именно фарфор.)

Не менее значительными центрами мелкого фарфорового производства были другие деревни: Гжель, Володино, Ново-Харитоново, Глебово, Жирово, Кузяево, Фрязево, Фенино, Бахтеево, Игнатьево, Турыгино, Меткомелино, Коняшино, Аринино, Карпово, Коломино, Минино, – находящиеся в Бронницком и Богородском уездах Московской губернии [6]. (Примечание «Речицкого Народа» - Это преувеличение, что во всех этих деревнях производили фарфор.)

Влияние старообрядцев на искусство русского фарфора далее олицетворяет в первую очередь знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Будущее крупнейшее керамическое дело России зародилось в 1810 г. в Гжели, в деревне Ново-Харитоново Бронницкого уезда, в виде маленького завода фарфоровой посуды. При правнуке основателя дела М.С.Кузнецове фирма превратилась в промышленную и финансовую империю, контролировавшую 2/3 производства фарфора в стране.

Её владельцы не только не скрывали свою конфессиональную принадлежность, но, наоборот, подчёркивали старообрядческое происхождение. Возле церкви на фабрике в Дулёве проводились религиозные диспуты между старообрядцами и православными господствующей церкви – приезжали миссионеры, приходили старообрядческие начётчики и всенародно спорили. В рекламных материалах, дававшихся товариществом, непременно подчёркивалось, что на фабриках компании запрещена торговля спиртным. В производстве товарищества важное место занимали церковные предметы: фаянсовые иконостасы, киоты, лампады, подсвечники. Известно 28 адресов торговли кузнецовскими иконостасами по России и Австро-Венгрии, на востоке которой также проживали старообрядцы (половина из этих адресов – сельские).

При М.С.Кузнецове, сыновья которого были попечителями старообрядческого Рогожского кладбища, как и их некоторые наиболее значительные коллеги по делу, дальнейшее развитие получила традиционная связь выходцев из Гжели с Москвой, позволившая автору очерков об этой области А. Нентцелю назвать Рогожскую заставу «приютом гжельцев в Москве» [7].

Без преувеличения можно сказать, что кузнецовские фабрики обеспечивали и определяли технический прогресс в российской фарфоровой промышленности. Кузнецовы первыми в России применили для обжига посуды кусковой торф, залежами которого богаты болота восточной части Московской губернии. М. С. Кузнецов внимательно следил за техническими новшествами в России и Европе.

Архивный фонд товарищества в ЦИАМ сохранил «Дело о передаче немецкой фирмой «Товарищество Винцер Кильн» товариществу М.И.Кузнецова патент на муфельную печь, изобретённую немецким живописцем Фюрбрингером», датированное февралем-мартом 1898 г. Благодаря этому технологическому трансферту, М.С.Кузнецов улучшил качество обжига живописи по фарфору, закрепив свой приоритет в этой области юридически: «До сего времени в России кроме Товарищества М.С.Кузнецова, на заводах которого действуют эти печи, никому другому разрешение на постановку печей «Муфель» не было дано и впредь никому не разрешать применение привилегии в России» [8].

К защите приобретённых прав на изобретение, как и вообще своих авторских прав, фирма относилась весьма серьезно, о чём свидетельствует продолжавшееся 9 лет судебное разбирательство с двоюродным братом владельца фирмы И.Е.Кузнецовым: ходатайство министру торговли и промышленности о запрещении новгородскому купцу Кузнецову И.Е. подделывать клеймо Товарищества М.С.Кузнецова и пользоваться муфельной печью без патента, было подано 26 февраля 1901 г. и закончено дело 3 апреля 1910 г. [9].

Заслугой Кузнецовых было быстрое продвижение русского фарфора на зарубежные, в первую очередь, восточные, рынки, конъюнктуру которых товарищество тщательно изучало. Когда в 1900 г. правительство вознамерилось оживить торговые связи с Персией и задумало строительство флота специально для этой цели, М.С.Кузнецов тут же готовит для него подробнейшую записку о состоянии иранского рынка – и не только фарфорового.

Кузнецовский фарфор (так называемая «кашгарская печать») вытеснил немецкий, английский и французский из Персии, Афганистана, Монголии.

Наконец, невозможно переоценить вклад Гжели в целом и Товарищества М.С.Кузнецова в частности в развитие русского фарфора как прикладного искусства.

Из 48 живописных заведений для росписи и золочения фарфорово-фаянсовых изделий только 3 находилось в Москве, 2 – в Петербурге и 2 – в Варшаве, а остальные 41 – в Бронницком и Богородском уездах Московской губернии [10]. Моду в живописи по фарфору диктовала Гжель. Не случайны совпадения и параллели, которые обнаруживаются в стилистике росписи гжельского фарфора и узорочных вставок в гуслицких рукописных богослужебных книгах, очень популярных в старообрядческой среде. Зачастую авторами здесь были одни и те же мастера, не говоря уже об общих учителях и художественном вдохновении одних идеями и традициями других.

Народный стиль гжельского фарфора удачно совпал со стремлением вводить русский стиль в царствование Александра II и Александра III. В начале XX в. растёт стремление найти новые пути для керамического искусства. Наиболее крупным явлением в этой области являлось Строгановское училище, наряду с Абрамцевской мастерской С.И.Мамонтова.

Для развития живописного искусства в Гжели по решению М.С.Кузнецова несколько мальчиков из гжельских крестьян обучались ежегодно в Строгановской школе технического рисования. В Академии художеств М.С.Кузнецовым тоже была учреждена специальная стипендия. С помощью журнала «Искусство и художественная промышленность» на кузнецовских фабриках были устроены конкурсы с премиями для лучших мастеров.

Гжельский фабрикант стремился сосредоточить на своих фабриках ведущих живописцев России. Лазутчики, посланные им на Императорский завод в Петербурге с целью переманить ведущих специалистов, сделали своё дело. Из столицы в Дулёво переехало несколько опытных мастеров-живописцев. Первым был М.Ф.Топоров, поставленный смотрителем в живописную мастерскую. Полностью слить академический стиль, господствовавший на Императорском заводе, с народным письмом дулёвских мастеров, конечно же, не удалось.

В литературе распространён тезис о том, что модерн как художественный стиль реализовался благодаря специфическим вкусам определённого круга меценатов (Примечание «Речицкого Народа» - Конечно же имеется ввиду – Русский модерн). К нему можно смело отнести и Кузнецовых, которые действовали, впрочем, исходя из уже сформированной конъюнктуры спроса, но своей активностью на рынке фактически и стимулировали его. Товарищество М.С.Кузнецова выпускало посуду в стиле модерн, в основном для витрин своих фирменных магазинов Москвы и Петербурга. В массовом выпуске по-прежнему преобладал народный фарфор.

Интересны были попытки М.С.Кузнецова пригласить для росписи фарфора известных русских художников. Некоторое время для дулёвского завода работал М.А.Врубель. Он создал эскиз росписи декоративного блюда по мотивам «Садко». Не случайно нашумевшая выставка художников-авангардистов «Голубая роза», положившая начало целому направлению, происходила с 18 марта по 29 апреля 1907 г. именно в доме М.С.Кузнецова на Мясницкой, хотя и была организована на средства другого старообрядческого мецената, Н. П. Рябушинского. И, видимо, также не случайно, все участники «Голубой розы», на которых лежал отпечаток модерна, были отчасти декоративистами, а тем самым – художниками, близкими к прикладному искусству.

Наш общий вывод заключается в том, что как вид искусства, неразрывно связанный с народной традицией, русский фарфор, безусловно, включил и её старообрядческую линию, впитал художественные приёмы промысла, развитого среди старообрядцев. Невозможно представить себе фарфоровую промышленность России без того огромного вклада, который внесли в неё мелкие фабриканты крестьянского происхождения из среды старообрядцев Гжели и других районов страны и крупные фарфоровые промышленники из старообрядцев, в первую очередь обе ветви Кузнецовых.

Опубликовано в сборнике «Старообрядчество: история, культура, современность» – М: 2002.
1. Лазаревский И.И. Среди коллекционеров. СПб., 1914. С. 96.
2. Там же. С. 97.
3. Селиванов А.В. Фарфор и фаянс Российской империи: Описание фабрик и заводов. Владимир, 1903. С. 1.
4. Федченко Г. Гончарное производство (фарфор и фаянс) // Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности. Т. 1. СПб., 1862. С. 364.
5. Салтыков А.Б. Первый русский керамический завод. М.,1952. С. 5.
6. Салтыков А.Б. Русская керамика. М., 1952. С. 71 – 99.
7. Нентцель А. Очерки Гжели // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. Вып. 1. М., 1864. С. 4.
8. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 337. Оп. 2 Д. 4. Л. 23 об.
9. Там же. Оп. 4. Д. ЗЗ. Л. 2-9.
10. Селиванов А.В. Указ. соч. С. 157-161.
11. Смирнов Игорь Петрович – к.и.н. Центр общественных наук при МГУ.
Оригинал статьи был опубликован на сайте «Самарское Староверие» http://www.samstar.ru/article/1093/

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]


moderator




Сообщение: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 08:11. Заголовок: Матве́й Си́..


Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа 1846, Дулёво — 11 ноября 1911, Москва) — российский промышленник и предприниматель конца XIX — начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король». Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Товарищество М. С. Кузнецова владело торговым домом в Москве на Мясницкой улице, 8, построенным в 1898—1903 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

На заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады Товарищества находились в десяти крупнейших городах России. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже (1900 г.) и Ташкенте (1890 г.), дипломами Гран-при на выставках в Париже (1900 г.) и Реймсе (1903 г.), медалями разных достоинств в последующие годы. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах. В старообрядческих Гуслицах, в приходах других церквей российских городов особым спросом пользовались фаянсово-эмалевые иконостасы, главки, кресты, подсвечники, киоты, рамки к иконам, изготовленные на заводах Кузнецовых. Все без исключения Кузнецовы были членами старообрядческой общины Рогожского кладбища, а Матвей Сидорович — председателем этой общины. Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое.


КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович [2 (14) августа 1846 -- 9 (22) февраля 1911], крупный русский купец и предприниматель, из рода старообрядцев Кузнецовых, расширил и укрепил семейное дело по выпуску изделий из фарфора и фаянса.

Наследник отцовского дела

Окончил Коммерческое училище в Риге, где для изучения фабричного дела с 15 лет работал на фабрике отца. После смерти отца с 1864 управлял делами фирмы -- до совершеннолетия (1867) под попечительством трех зятьев, затем самостоятельно. В 1870 приобрел завод в д. Кузнецово Корчевского уезда (ныне Конаково), на которой стали вырабатывать разнообразную чайную и столовую посуду из фарфора и фаянса, облицовочные плиты, санитарные принадлежности, эмалированные церковные иконостасы.

Расширение производства

В 1887 Кузнецов основал фабрику в с. Буды Харьковского уезда, на которой стали изготавливать фаянсовую и фарфоровую посуду; в 1889 --«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с основным капиталом 3 млн. руб. В 1891 товариществом была приобретена фабрика Гарднеров в Вербилках, в 1892 -- основана фарфоровая фабрика в Славянске Изюмского уезда, выпускавшая фаянс. В 1894 собственностью товарищества становится фабрика в д. Песочной Ярославской губернии. И, наконец, в 1898 Кузнецов приобретает у «хрустальных королей» Мальцовых фабрику в с. Песочне Калужской губернии.

Изделия. Производство. Сбыт

На фабриках товарищества изготавливалась: фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда (столовая и чайная); майоликовые и терракотовые украшения для отделки внутренних покоев, а также фасадов домов, церквей и др.; майоликовые изразцы и детали для печей и каминов; терракотовые фигуры, вазы и др.; фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы и все предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски, ванны и др.).

К началу 20 в. в товарищество входило 7 крупных, оснащенных по последнему слову европейской техники фабрик. Объем производства составлял почти 2/3 общего по России, где в то время работало уже 47 фарфоровых предприятий.

Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане. В 1902 Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Правление Товарищества находилось в Москве (Мясницкая улица, 8/2; ныне здание магазина «Фарфор»).

В 1903 основной капитал товарищества составлял 3,9 млн. руб., к 1913 -- был увеличен до 5 млн. руб., баланс составлял почти 19 млн. руб. Общая численность рабочих на предприятиях достигла 12,5 тыс. человек. На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) -- Гран при.

Личные награды М. С. Кузнецова

В июне 1870 он был возведен в звание потомственного почетного гражданина; в ноябре 1881 -- избран членом Московских детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. В сентябре 1882 ему была объявлена Высочайшая благодарность за поднесенный Их Величествам на Всероссийской хозяйственно-промышленной Выставке 1882 в Москве фарфоровый чайный сервиз; в мае 1883 был Высочайше пожалован орден Св. Станислава 3 степени за полезную деятельность на поприще фабричной промышленности; в августе 1883 была объявлена через комитет общества Трудолюбия в Москве Высочайшая благодарность за устройство и содержание бесплатных народных столовых для отпуска обедов беднейшим жителям Москвы во время пребывания здесь Их Величеств по случаю празднования Священного Коронования; в декабре 1887 был Высочайше пожалован орденом Св. Анны 3 степени за устройство на Рижской фабрике часовни в память 25-летия царствования императора Александра II. В ноябре 1888 была объявлена признательность Министерства Народного просвещения за сделанные пожертвования на пользу дела Народного образования. В феврале 1892 был Высочайше пожалован за полезную деятельность на поприще торговли и промышленности званием Коммерции Советник.

Кроме того, Кузнецов был награжден орденом Бухарской звезды, французского Кавалерского Креста и орденом Почетного легиона. Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского биржевого общества, состоял членом многих благотворительных учреждений. На его средства были построены 5 больниц, 5 училищ, родильные дома, открыто несколько столовых для бедных. Он построил 3 церкви, 2 молитвенных дома, в том числе домовую церковь в своем особняке на 1-й Мещанской улице. Некоторое время он был председателем общины Рогожского кладбища, где и похоронен.

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 08:13. Заголовок: http://www.mko.ru/ru..


http://www.mko.ru/rus/kuznecov.shtml

Монография посвящена уникальному и глубокому исследованию процесса становления и вековой деятельности предприятий династии Кузнецовых, без которой невозможно представить отечественной керамической промышленности.
Продукции кузнецовских заводов всегда была присуща ориентация на массовый спрос населения России. В ней сочетались демократичность, массовость, доступность, традиции русского народного керамического ремесла, уходящего своими корнями в гжельский промысел, с отличным качеством и разнообразными техническими достижениями сложного производства.
В данном исследовании подробно показан процесс формирования кузнецовского производства, который рассматривается на фоне развития вообще керамической промышленности России. Прослеживается весь путь, который прошли Кузнецовы-предприниматели с момента основания первого фарфорового завода в 1810 году в селе Новохаритоново Гжельской волости до превращения их в крупнейших монополистов фарфоровой отрасли к 1917 году. Построенные ими фабрики в Дулеве, Риге, Будах и купленный завод в селе Кузнецово Тверской губернии создали основу для формирования "Товарищества производства фарфоро-фаянсовых изделий М.С.Кузнецова" в 1887-1889г.г. Приобретение крупнейших российских заводов Гарднера в Вербилках, Рахманова и Карякина в Рыбинске, Товарищества Мальцевских заводов в Калужской губернии, основание завода в Славянске, а также разработка каолиновых карьеров в Черниговской, Херсонской и Екатеринославской губерниях, многочисленные лесные дачи и торфоразработки, позволили Кузнецовым расширить производство и обеспечить товаром обширный российский рынок.
Подробно показан постоянный рост производственных мощностей предприятий за счет их модернизации, оснащения их современным оборудованием лучших отечественных и зарубежных фирм, освоению и введению в производство новейших технологий по улучшению качества и повышения художественного уровня изделий. Являясь главным поставщиком керамических изделий (две трети от общего российского производства) Товарищество Кузнецовых стало флагманом отечественной промышленности и возглавило работу по расширению этой отрасли.
В данной монографии Кузнецовы показаны как энергичные руководители огромных производств, постоянно заботящиеся об улучшении условий труда и быта своих рабочих и служащих, стремящихся обеспечить их достойным жильем, наладить медицинскую помощь и образование, организовать их досуг и отдых, дать возможность удовлетворения духовных потребностей. Они возводили при фабриках православные и старообрядческие храмы, строили больницы и богадельни, народные дома, развивали систему профессионального образования. Будучи старообрядцами, Кузнецовы, придерживаясь предписываемых верой принципов, проводили огромную общественную и благотворительную работу в московской старообрядческой общине Рогожского кладбища.
Кузнецовы были неизменными участниками всероссийских и международных торгово-промышленных и художественных выставок, удостаиваясь при этом высших наград. И это также нашло отражение в книге. Отдельный раздел посвящен художественной стороне кузнецовских изделий, а также связям Кузнецовых с художниками.
В книге впервые представлены родословная роспись и генеалогическое древо знаменитой династии, целый ряд вновь найденных документов и личных фотографий. Прослежены родственные связи, дружеское окружение Кузнецовых, определявшееся их принадлежностью к купечеству, старообрядчеству и их деловыми связями, а также деятельным интересом к художественной и театральной жизни Москвы. Эти данные также представлены впервые. Две главы посвящены судьбам потомков и судьбам кузнецовских предприятий.
Сведения, изложенные в монографии, сопровождаются большим объемом ранее не опубликованных фотодокументов. Предположительно черно-белые фотографии займут 128стр., а цветные - блок из 64 стр., предназначенный для альбомной части книги. Текст монографии, включая приложение (марочник, документы, письма и пр.), рассчитан на 15 листов (424 стр.).
Данное исследование подготовлено на основе изучения материалов, хранящихся в государственных архивах: ЦИАМ, РО РГБ, ЦГАЛИ, РГАЛИ, ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, музее Конаковского фаянсового завода, а также в личных архивах потомков династии Кузнецовых, мемуаров и воспоминаний их коллег и работников кузнецовских предприятий.
Монография, при всей ее объемности и глубине исследования, представляет интерес не только для специалистов и студентов, но и для широкого круга читателей.

Содержание:

1. Истоки
2. Становление фамильного дела
З. Производство в развитии
4. Освоение рынков
5. Корпоративные интересы
6. Выставки
7. Кузнецовы и художники. Контакты с музеями и учебными заведениями
8. Благотворительность и социальная деятельность
9. Последние годы "Товарищества М.С.Кузнецова"
10. Семья. Родственные и дружеские связи
11. Кузнецовы-старообрядцы
12. Судьбы потомков в послереволюционное время
13. Судьбы кузнецовских предприятий
14. Изделия кузнецовских фабрик
15. Клейма

Приложения:

1. Альбом иллюстраций
2. Родословная
3. Документы и архивные материалы
4. Библиография

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 75
Откуда: Россия, Сибирь
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 08:35. Заголовок: А Вы родственник тем..


А Вы родственник тем Кузнецовым?!

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.10 08:57. Заголовок: Я вот уже более 10 л..


Я вот уже более 10 лет выясняю свою родословную... Но пока ничего конкретного, Хотя моя прабабка где-то рядом проходит...

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 02:54. Заголовок: Спаси Христос за чуд..


Спаси Христос за чудесный материал по истории Отечества и его верных сынов и дочерей! Всяческих, Вам Виктор, благ и Божией помощи в деле просвещения и привлечения ко Христу Спасу нашему людей Его, Света нашего, не знающих! Аминь.

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 61
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 13:21. Заголовок: Георгий, Львов пишет..


Георгий, Львов пишет:

 цитата:
Спаси Христос за чудесный материал по истории Отечества и его верных сынов и дочерей! Всяческих, Вам Виктор, благ и Божией помощи в деле просвещения и привлечения ко Христу Спасу нашему людей Его, Света нашего, не знающих! Аминь.



Спаси Вас Христос!

Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 15:08. Заголовок: Мне вот непонятно, п..


Мне вот непонятно, почему М.С. Кузнецов, будучи рогожанином, возвёл в Гжеле неокружническую церковь.

Виктор К пишет:

 цитата:
вот уже более 10 лет выясняю свою родословную... Но пока ничего конкретного, Хотя моя прабабка где-то рядом проходит...



Кузнецовы - самая распространённая фамилия в России.

РПсЦ Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 949
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 15:44. Заголовок: АлександрАК пишет: ..


АлександрАК пишет:

 цитата:
Мне вот непонятно, почему М.С. Кузнецов, будучи рогожанином, возвёл в Гжеле неокружническую церковь.


Ну, вероятно она не сразу стала неокружническая. Общины ведь кочевали то в одну партию, то в другую.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 15:54. Заголовок: о. Андрей пишет: Ну..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Ну, вероятно она не сразу стала неокружническая.



В том-то и дело, что изначально она была неокружнической. Впрочем, в 1990 году община была окружнической.
Кстати, не знаете, как принимал её арх. Геннадий?

РПсЦ Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 957
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 16:11. Заголовок: А ее не арх. Геннади..


А ее не арх. Геннадий принимал, она присоединилась в 1950-е годы по благословению их священника Мартимьяна. Присоединял о. Леонтий Дорофеев. А как, я не знаю.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 16:14. Заголовок: о. Андрей пишет: А ..


о. Андрей пишет:

 цитата:
А ее не арх. Геннадий принимал, она присоединилась в 1950-е годы по благословению их священника Мартимьяна. Присоединял о. Леонтий Дорофеев.



Подождите, это очень странно. В 1990 году они организовали общину и ездили к м. Алимпию с просьбой поставить им священника, говоря, что они бывшие неокружники и решили стать окружниками. Но когда м. Алимпий сказал, что свободных кандидатов у них нет - они обратились к арх. Геннадию.

РПсЦ Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Протопоп




Сообщение: 960
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 16:28. Заголовок: АлександрАК пишет: ..


АлександрАК пишет:

 цитата:
Подождите, это очень странно. В 1990 году они организовали общину и ездили к м. Алимпию с просьбой поставить им священника, говоря, что они бывшие неокружники и решили стать окружниками. Но когда м. Алимпий сказал, что свободных кандидатов у них нет - они обратились к арх. Геннадию.


Не знаю. Возможно, это было второе пришествие их к нам.

Русская Древлеправославная Церковь Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.10 16:49. Заголовок: о. Андрей пишет: Во..


о. Андрей пишет:

 цитата:
Возможно, это было второе пришествие их к нам.



Интересно, надо будет при случае у о. Василия спросить, может он знает.

РПсЦ Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 305
Откуда: Таджикистан, Душанбе
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 07:09. Заголовок: АлександрАК пишет: ..


АлександрАК пишет:

 цитата:
Кузнецовы - самая распространённая фамилия в России.


я в курсе. Однако это не мешает мне искать предков и родственников по этой линии. Я уже выяснил всё до конца 19 века - сейчас вот загвоздка - документов нет...

возненавидех всяк путь неправды Спаси Христос!: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.11 14:42. Заголовок: СЕМЁН


КАК БЫ ЭТО НЕ ЗВУЧАЛО,СТРАННО,ОБСУРДНО,НО Я ОДИН ИЗ ТЕХ РОДСТВЕННИКОВ КУЗНЕЦОВЫХ!МНОГОЕ НАПЕЧАТАННОЕ В ПРЕССЕ И ПРАВДА И НЕТ.МОЙ ПРАДЕД И ПРАБАБКА ПОХОРОНЕНЫ В ТАШКЕНТЕ!МНЕ МНОГО РАССКАЗЫВАЛИ О МОИХ ПРЕДКАХ,ТОЧНО УЖЕ НЕ ПОМНЮ,НО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ КУЗНЕЦОВЫХ БЫЛА ДАЖЕ ОДНА НАСТОЯТЕЛЬНИЦА ЖЕНСКОГО.ЕСЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ МОГУ УЗНАТЬ ПО ТОЧНЕЕ.ПИШИТЕ semenpotapov@mail.ru

Спаси Христос!: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
Картинка да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет