Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 07.02.12 23:02. Заголовок: Никита-бесогон
Читал, что в древнерусских Прологах наряду с каноническим житием великомученика Никиты включалось и апокрифическое сказание "Никитино мучение...". Подскажите пожалуйста, так ли это? Какие сегодня у староверов проложные сказания о влкмч. Никите - канонические, из "Мучения...", и те и другие?
|
|
|
Новых ответов нет
[см. все]
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 4387
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 08.02.12 03:52. Заголовок: Варсонофий пишет: К..
|
|
|
|
Отправлено: 08.02.12 09:59. Заголовок: Спаси Христос, батюш..
Спаси Христос, батюшка. цитата: | Никиты мучение. Относится к апокрифическим житиям, или, вернее, мартириям первых христианских мучеников, погибших за веру. В русских списках это произведение носит название «Никитино мучение...». Наряду с каноническим Житием Никиты Готского Мучение читается и в Прологах (см. Пролог), и в Четьих Минеях.... В Прологах и Четьих Минеях чаще, однако, встречается Житие Никиты Готского. В апокрифическом Мучении Н. отмечается, что Н. был сыном царя Максимилиана, в этом особенность Мучения. В нем больше, чем в каноническом Житии, элементов чуда, благодаря чему, вероятно, оно и стало впоследствии книгой отреченной. Текст оказал влияние на изображение, в частности на иконопись, где Н. предстает, как правило, попирающим беса и бьющим его цепью. Рождественская М. В. Мучение Никиты // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 266–268. |
| Вероятно именно присутствие "Никитина мучения..." в Четьях Менеях и Прологах позволило появиться иконографии Никиты-бесогона, которая признавалась Церковью. В случае однозначного отнесения "Никитина мучения..." к отреченным книгам и отсутствия его в богослужебной литературе (Прологи), каковы основания для существования в Церкви икон Никиты, побивающего беса?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 4395
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 08.02.12 11:07. Заголовок: Варсонофий пишет: к..
Варсонофий пишет: цитата: | каковы основания для существования в Церкви икон Никиты, побивающего беса? |
|
Икона не всегда бывает исторической, бывает и аллегорической. Никита противостал в своей духовной борьбе диаволу, выдержал все его козни, мучения от рук его слуг. Иконографиия в этой связи вполне соответствует житийному повествованию.
|
|
|
|
Отправлено: 08.02.12 12:58. Заголовок: Значит всё ж таки ни..
Значит всё ж таки никаких подтверждений того, что: цитата: | Наряду с каноническим Житием Никиты Готского «Никитино мучение...» читается и в Прологах (см. Пролог), и в Четьих Минеях.... Рождественская М. В. Мучение Никиты // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 266–268. |
| нет?
|
|
|
|
| Протопоп
|
Сообщение: 4397
Откуда: Сибирская епархия, Кузбасс, п. Урск
|
|
Отправлено: 08.02.12 13:10. Заголовок: Варсонофий пишет: З..
Варсонофий пишет: цитата: | Значит всё ж таки никаких подтверждений того, что: |
|
Я Вам привел официальные церковные тексты, в рукописных списках имела хождение история о явлении Никите в темнице беса и о его борьбе с ним, но в официальные житийные сборники эта история включена не была.
|
|
|
|
Отправлено: 08.02.12 13:13. Заголовок: Низкий поклон, батюш..
Низкий поклон, батюшка.
|
|
|
|